Как научить ребёнка жевать твердую пищу

Как научить ребёнка жевать?

Многие мамы, при переводе малыша на твёрдую пищу, жалуются на то, что он совершенно ничего не жуёт.

Одни говорят, что у их ребёнка не получается это делать, другие – что он умеет, но просто не хочет и ленится, а третьих беспокоит то, что малыш очень непоседливый и не может проявить даже чуточку терпения, чтобы как следует всё прожевать.

Как бы то ни было, эта проблема может встречаться даже у детей 4-5 лет и в более старшем возрасте.

Приведём основные способы того, как научить ребёнка жевать твёрдую пищу.

Под навыком жевания подразумевают умение малыша самостоятельно измельчать твёрдую пищу во рту и глотать её. Считается, что чем раньше сформируется этот навык, тем лучше.

Когда у грудничка начинают чесаться дёсны и он тянет всё в рот, пытается кусать и грызть – это и есть период для развития умения жевать.

Родителям важно не пропустить это время и, ещё до появления первых зубов, давать малышу прорезыватели, сушки, чтобы он, с помощью твёрдых предметов, понемногу привыкал прилагать усилия для жевания, напрягая нужные мышцы.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

  • Позднее введение прикорма;

Некоторые родители оттягивают момент знакомства малыша со взрослой пищей, полагая, что ему вполне хватает грудного молока (читайте статью по теме: Таблица прикорма ВОЗ>>>).

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

  • Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу. Изучите статью Как давать первый прикорм малышу>>>.

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик>>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу?

  • Затрудняется процесс переваривания пищи, поскольку она попадает в организм недостаточно измельчённая и смоченная слюной. Вследствие этого, ферменты и желудочный сок не вырабатываются в нужном количестве;
  • Происходит ослабление зубов. Они могут стать более шаткими и выпасть раньше срока;
  • Отсутствует тренировка мышц языка, что может привести к замедлению развития речи (узнайте, когда ребенок начинает говорить?>>>);
  • Закрепляется стойкая привычка есть полностью однородную пищу, малыш ленится жевать и отказывается от твёрдых кусочков.

Способы приучения ребёнка к жеванию

  1. Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.
Читать еще:  Как повысить самооценку у ребенка: полезные советы

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

С рождения до 6 месяцев пищеварительная система малыша готова принимать только грудное молоко или адаптированную смесь. Постепенно, рефлекс сосания начинает угасать, а на смену ему развивается жевательный. Именно в этот период рацион малыша вводят пюреобразные блюда, а потом и кусочки пищи. Некоторые детки не хотят кушать твёрдую еду, хотя с пюре справляются хорошо. Когда вводить ребенку твёрдую пищу? Как научить ребенка жевать?

Когда у ребенка развивается жевательный рефлекс?

Жевательный рефлекс является приобретенным, поэтому развивать его необходимо своевременно. Пища, попадая в рот, запускает процесс раздражения вкусовых, температурных и тактильных рецепторов. Они, в свою очередь, подают импульсы в мозг, за счёт чего и начинается процесс пережёвывания еды.

Если малышу регулярно давать пюреобразную еду, потребность в пережёвывании не возникнет. То есть, если в рацион здорового ребенка постепенно вводить кусочки еды, он рано или поздно научится её жевать.

Этапы формирования жевательного рефлекса.

  • 6 ‒ 8 месяцев. В этот период начинается введение прикорма (пюре и жидких каш). Малыш выполняет движение губами и челюстью, которые похожи на жевательные.
  • 9 ‒ 12 месяцев. Необходимо менять консистенцию блюда, делая её более густой с небольшими кусочками.
  • 1 ‒ 2 лет. Время для активного интереса малыша к твердой пище. К этому времени у ребенка, в среднем, от 6 до 8 зубов. Именно в этот период необходимо активно знакомить малыша с кусочками и развивать у ребенка жевательный рефлекс.
  • 2 года. Ребенок должен уметь жевать любую твердую пищу.

Если не научить ребенка жевать твердую пищу.

Постоянно предлагая малышу измельченную еду, можно спровоцировать некоторые нарушения в развитии:

  • Задержка в развитии речи. Измельчая пищу, малыш делает множество движений языком, что в свою очередь готовит его к произношению звуков.
  • Сбой в работе пищеварительной системы. Для переваривания твердой пищи, требуется больше слюны, ферментов и желудочного сока. Если вовремя не приучить ребенка к кусочкам, впоследствии это может привести к запорам и вздутию живота.
  • Неправильный прикус. Работа челюсти увеличивает кровоснабжение дёсен, а зубы получают больше питания.

Что делать, чтобы научить ребенка жевать?

Молодым родителям необходимо придерживаться некоторых простых правил, чтобы вовремя сформировать у своего малыша жевательный рефлекс:

  1. С началом прикорма не прекращайте грудное вскармливание. Чтобы добыть мамино молоко, малышу приходится прилагать усилия и активно трудиться. Молоко из бутылочки поступает легко, поэтому мышцы лица перестают работать с нужной интенсивностью. Это приводит к выработке неправильных рефлексов.
  2. Покупая прикорм в баночках, нужно обращать внимание на возрастную группу (производитель это всегда указывает на упаковке). Готовые продукты содержат комочки разных размеров, подходящие по возрасту.
  3. Не стоит резко переводить ребенка на твердую пищу. Это может вызвать стресс у малыша, и он вообще откажется от прикорма.
  1. Необходимо постепенно отказываться от блендера. Можно разминать отварные овощи и фрукты вилкой. В приготовленном блюде будут оставаться небольшие кусочки, и малыш будет привыкать их жевать.
  2. Главное не упустить время. Малышу и маме будет легче, если перевод на твёрдую еду будет постепенный, ведь переучивать всегда сложнее.

Чтобы вырастить малыша, молодым родителям нужно набраться терпения. Регулярное купание, свежий воздух, общеукрепляющий массаж и правильное питание ‒ залог здоровья вашего крохи.

Рекомендуем посмотреть полезное видео: Как научить ребенка жевать? — Доктор Комаровский

Как и когда нужно учить малыша жевать?

Молодые мамы нередко озадачиваются, как научить ребёнка жевать, и переживают, если их кроха не может самостоятельно скушать кусочек яблока или печенье.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку женщинам, волнующимся за развитие своих детей. Сегодня он постарается максимально развёрнуто ответить на все вопросы, касающиеся развития жевательного рефлекса, которые их интересуют.

Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?

Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.

Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.

Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение.

Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.

Однако, в любом случае, он будет связан с физиологическим развитием младенца: кроха никак не научится сам жевать, пока у него не прорежется большая часть зубов.

Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.

Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Зачем учить ребёнка жевать

Наши прапрабабушки не задавались вопросами, когда и как учить детей элементарным навыкам. Они просто старались приучать их к самостоятельности с самых пелёнок, внимательно наблюдая при этом за изменяющимися потребностями крохи. Младенцев начинали прикармливать кусочками фруктов и ягод ещё до того, как у них появлялись зубки. Никто не измельчал эти продукты специально. Их просто помещали в своеобразный ниблер из куска льняной ткани. Кроха рассасывал угощение, как мог, обучаясь при этом глотать кусочки размером с хлебную крошку.

Взрослые блюда в рацион малышей вводили примерно к году. Чтобы кроха мог проглотить её, супы и каши измельчали через сито. Сначала еду перетирали довольно мелко. Потом с каждым разом кусочки в блюде становились всё крупнее. Это помогало ему постепенно привыкнуть к новой консистенции еды и глотать достаточно крупные кусочки. Взрослые старались постепенно научить ребёнка жевать еду и глотать её, потому что стремились сделать его самостоятельным как можно быстрее.

Читать еще:  Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду

В то же время необходимость жевать возникает у детей не только как показатель его самостоятельности. Жевание крайне важно для здоровья и развития ребёнка. Нагрузка на дёсны улучшает кровоснабжение в них, благодаря чему зубки становятся крепче.

Польза жевания заключается также в том, что при тщательном перетирании пищи во рту она смачивается слюной и лучше переваривается. При разжёвывании продуктов малыш запоминает их вкус, что способствует развитию его вкусовых предпочтений в будущем.

Пережёвывание твёрдой пищи способствует развитию артикуляционного аппарата. Замечено, что дети, которые долго не жуют сами, всегда сталкиваются с проблемами произношения. Поэтому очень важно, чтобы младенец начал сам жевать вовремя.

Когда нужно учить малыша жевать и глотать твёрдую еду?

Педиатры утверждают, что жеванию детей учить не нужно. Это рефлекс, который развивается сам по себе, если только ему не мешать. Поэтому правильнее ставить вопрос не как научить ребёнка жевать твёрдую пищу, а когда начинать стимулировать у него жевательный рефлекс.

Делать это нужно примерно к году. В этом возрасте у большинства младенцев уже есть 8-10 зубов, что позволяет им перетирать кусочки продуктов. Если в возрасте одного года у крохи есть всего 2-3 зубика, давать ему что-то пережёвывать рано.

Как именно?

Научить малыша 2-3 лет жевать помогут следующие приёмы:

  • Стимулировать интерес к самостоятельному жеванию. Если малышу в 9-12 месяцев захотелось самому пососать кусочек яблока, маме не нужно отнимать у него фрукт, чтобы потереть на мелкой тёрке. Правильнее будет срезать с плода шкурку и последить, чтобы малыш не откусил слишком большой кусочек.
  • Приучить младенца питаться по режиму. Очень часто родители, которые жалуются на отсутствие детей аппетита и интереса к еде, бывают сами виноваты в этом, потому что не организовали режимного питания. Педиатры уверяют: когда родители приучат младенца к еде по расписанию, тогда у него значительно улучшится аппетит.
  • Поддерживать интерес малыша кушать ложкой самостоятельно. Для того, чтобы кроха начал кушать сам, не стоит его заставлять это делать. Всякое принуждение убивает у детей интерес к действию. Давать крохе в руку ложечку можно в процессе кормления. Пока мама будет кормить ребёнка, он будет размешивать кашу или пюре. Постепенно у него сформируется умение попадать ложкой в рот, и он начнёт кушать без маминой помощи.
  • Предлагать крохе блюда, в которых частички пищи постепенно будут всё более и более крупными. Если детям до года лучше давать измельчённую до однородной консистенции еду, то с возрастом необходимо измельчать продукты менее тщательно. В возрасте 2 лет девочки и мальчики уже должны уметь пережёвывать и глотать крупы, овощи, фрукты, мяса. Если в таком возрасте ребёнок всё ещё давится твёрдой пищей, значит, родители допустили ошибку в его воспитании.
  • Давать младенцу твёрдые сушки для того, чтобы он чесал дёсны. Когда у крохи появятся первые зубки, уже можно предлагать ему почесать дёсны твёрдым хлебобулочным изделием: это поможет облегчить дискомфорт от зуда и познакомит со вкусом сушки.
  • Не показывать свой страх, если малыш начнёт давиться. В подобном случае необходимо просто помочь ему, сохраняя при этом спокойствие. Как правило, при попадании слишком большого куска в рот, у ребёнка срабатывает защитный рвотный рефлекс, поэтому до области горла частица не доходит. Удалить лишнюю еду изо рта крохи в таком случае можно указательным пальцем.

Научить младенца жевать самостоятельно поможет также приглашение за общий стол. Видя, как взрослые кушают, кроха будет подражать им, стараясь самостоятельно откусывать кусочки хлеба, овощей, фруктов, котлет, тефтелей.

У некоторых детей интерес к взрослой твёрдой еде долго не просыпается. Конечно, если малыш в 2-3 года не хочет самостоятельно кушать, это проблема: ведь скоро ему нужно будет идти в сад, а там все воспитанники едят сами. В то же время многие малыши именно в садике начинают подражать ровесникам и кушать без помощи взрослых. Воспитатели детских дошкольных учреждений говорят, что в коллективе дети гораздо быстрее осваивают необходимые навыки.

Проблема в том, что ни одна мама не хочет, чтобы элементарным вещам её ребёнка обучали в садике, поэтому старается все умения сформировать сама. Чтобы процесс обучения пошёл быстрее, нужно принять во внимание простую истину: чрезмерная опека родителей вредит самостоятельности сыновей и дочек. Если ребёнок ещё не научился сам кушать, нужно перестать ему постоянно помогать, выполняя вместо него действия, которые он и сам сможет совершить.

Да, сначала малыш будет не очень ловким. Он наверняка испачкает лицо, руки, стол и даже стульчик, поэтому нужно просто запастись несколькими слюнявчиками и терпением. Как говорит знаменитый доктор Комаровский, к школе жевать твёрдую пищу обучаются все без исключения дети. Постепенно кроха научится есть аккуратно, пережёвывать еду тщательно, глотать её уверенно.

Так что не стоит слишком переживать и зацикливаться. Психологи рекомендуют мамам и папам наслаждаться каждым днём младенчества своих малышей. Ведь не успеют они оглянуться – дочка или сын вырастет, и то время, когда они были маленькими и многого не умели, будет вспоминаться как самый лучший период жизни семьи.

Как и когда нужно учить малыша жевать?

Молодые мамы нередко озадачиваются, как научить ребёнка жевать, и переживают, если их кроха не может самостоятельно скушать кусочек яблока или печенье.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку женщинам, волнующимся за развитие своих детей. Сегодня он постарается максимально развёрнуто ответить на все вопросы, касающиеся развития жевательного рефлекса, которые их интересуют.

Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?

Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.

Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.

Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение.

Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.

Однако, в любом случае, он будет связан с физиологическим развитием младенца: кроха никак не научится сам жевать, пока у него не прорежется большая часть зубов.

Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.

Читать еще:  Как разбудить новорожденного для кормления

Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Зачем учить ребёнка жевать

Наши прапрабабушки не задавались вопросами, когда и как учить детей элементарным навыкам. Они просто старались приучать их к самостоятельности с самых пелёнок, внимательно наблюдая при этом за изменяющимися потребностями крохи. Младенцев начинали прикармливать кусочками фруктов и ягод ещё до того, как у них появлялись зубки. Никто не измельчал эти продукты специально. Их просто помещали в своеобразный ниблер из куска льняной ткани. Кроха рассасывал угощение, как мог, обучаясь при этом глотать кусочки размером с хлебную крошку.

Взрослые блюда в рацион малышей вводили примерно к году. Чтобы кроха мог проглотить её, супы и каши измельчали через сито. Сначала еду перетирали довольно мелко. Потом с каждым разом кусочки в блюде становились всё крупнее. Это помогало ему постепенно привыкнуть к новой консистенции еды и глотать достаточно крупные кусочки. Взрослые старались постепенно научить ребёнка жевать еду и глотать её, потому что стремились сделать его самостоятельным как можно быстрее.

В то же время необходимость жевать возникает у детей не только как показатель его самостоятельности. Жевание крайне важно для здоровья и развития ребёнка. Нагрузка на дёсны улучшает кровоснабжение в них, благодаря чему зубки становятся крепче.

Польза жевания заключается также в том, что при тщательном перетирании пищи во рту она смачивается слюной и лучше переваривается. При разжёвывании продуктов малыш запоминает их вкус, что способствует развитию его вкусовых предпочтений в будущем.

Пережёвывание твёрдой пищи способствует развитию артикуляционного аппарата. Замечено, что дети, которые долго не жуют сами, всегда сталкиваются с проблемами произношения. Поэтому очень важно, чтобы младенец начал сам жевать вовремя.

Когда нужно учить малыша жевать и глотать твёрдую еду?

Педиатры утверждают, что жеванию детей учить не нужно. Это рефлекс, который развивается сам по себе, если только ему не мешать. Поэтому правильнее ставить вопрос не как научить ребёнка жевать твёрдую пищу, а когда начинать стимулировать у него жевательный рефлекс.

Делать это нужно примерно к году. В этом возрасте у большинства младенцев уже есть 8-10 зубов, что позволяет им перетирать кусочки продуктов. Если в возрасте одного года у крохи есть всего 2-3 зубика, давать ему что-то пережёвывать рано.

Как именно?

Научить малыша 2-3 лет жевать помогут следующие приёмы:

  • Стимулировать интерес к самостоятельному жеванию. Если малышу в 9-12 месяцев захотелось самому пососать кусочек яблока, маме не нужно отнимать у него фрукт, чтобы потереть на мелкой тёрке. Правильнее будет срезать с плода шкурку и последить, чтобы малыш не откусил слишком большой кусочек.
  • Приучить младенца питаться по режиму. Очень часто родители, которые жалуются на отсутствие детей аппетита и интереса к еде, бывают сами виноваты в этом, потому что не организовали режимного питания. Педиатры уверяют: когда родители приучат младенца к еде по расписанию, тогда у него значительно улучшится аппетит.
  • Поддерживать интерес малыша кушать ложкой самостоятельно. Для того, чтобы кроха начал кушать сам, не стоит его заставлять это делать. Всякое принуждение убивает у детей интерес к действию. Давать крохе в руку ложечку можно в процессе кормления. Пока мама будет кормить ребёнка, он будет размешивать кашу или пюре. Постепенно у него сформируется умение попадать ложкой в рот, и он начнёт кушать без маминой помощи.
  • Предлагать крохе блюда, в которых частички пищи постепенно будут всё более и более крупными. Если детям до года лучше давать измельчённую до однородной консистенции еду, то с возрастом необходимо измельчать продукты менее тщательно. В возрасте 2 лет девочки и мальчики уже должны уметь пережёвывать и глотать крупы, овощи, фрукты, мяса. Если в таком возрасте ребёнок всё ещё давится твёрдой пищей, значит, родители допустили ошибку в его воспитании.
  • Давать младенцу твёрдые сушки для того, чтобы он чесал дёсны. Когда у крохи появятся первые зубки, уже можно предлагать ему почесать дёсны твёрдым хлебобулочным изделием: это поможет облегчить дискомфорт от зуда и познакомит со вкусом сушки.
  • Не показывать свой страх, если малыш начнёт давиться. В подобном случае необходимо просто помочь ему, сохраняя при этом спокойствие. Как правило, при попадании слишком большого куска в рот, у ребёнка срабатывает защитный рвотный рефлекс, поэтому до области горла частица не доходит. Удалить лишнюю еду изо рта крохи в таком случае можно указательным пальцем.

Научить младенца жевать самостоятельно поможет также приглашение за общий стол. Видя, как взрослые кушают, кроха будет подражать им, стараясь самостоятельно откусывать кусочки хлеба, овощей, фруктов, котлет, тефтелей.

У некоторых детей интерес к взрослой твёрдой еде долго не просыпается. Конечно, если малыш в 2-3 года не хочет самостоятельно кушать, это проблема: ведь скоро ему нужно будет идти в сад, а там все воспитанники едят сами. В то же время многие малыши именно в садике начинают подражать ровесникам и кушать без помощи взрослых. Воспитатели детских дошкольных учреждений говорят, что в коллективе дети гораздо быстрее осваивают необходимые навыки.

Проблема в том, что ни одна мама не хочет, чтобы элементарным вещам её ребёнка обучали в садике, поэтому старается все умения сформировать сама. Чтобы процесс обучения пошёл быстрее, нужно принять во внимание простую истину: чрезмерная опека родителей вредит самостоятельности сыновей и дочек. Если ребёнок ещё не научился сам кушать, нужно перестать ему постоянно помогать, выполняя вместо него действия, которые он и сам сможет совершить.

Да, сначала малыш будет не очень ловким. Он наверняка испачкает лицо, руки, стол и даже стульчик, поэтому нужно просто запастись несколькими слюнявчиками и терпением. Как говорит знаменитый доктор Комаровский, к школе жевать твёрдую пищу обучаются все без исключения дети. Постепенно кроха научится есть аккуратно, пережёвывать еду тщательно, глотать её уверенно.

Так что не стоит слишком переживать и зацикливаться. Психологи рекомендуют мамам и папам наслаждаться каждым днём младенчества своих малышей. Ведь не успеют они оглянуться – дочка или сын вырастет, и то время, когда они были маленькими и многого не умели, будет вспоминаться как самый лучший период жизни семьи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector